18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Воспоминания о Гойе как портрет культуры XX века

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

В прокат выходит документальный фильм «Тени Гойи» — многослойное исследование культуры прошлого столетия через творчество великого испанского живописца

Интеллигентный мужчина в пальто едет в поезде и напевает старинную народную песню на окситанском языке, на котором уже много веков разговаривает французский Прованс. Это 89-летний сценарист, актер и писатель Жан-Клод Каррьер отправляется в путешествие по музейным собраниям Европы, чтобы раскрыть для зрителей секреты картин великого испанского живописца Франсиско Гойи, в которых кроется история его непростого, зачастую трагического творческого пути.

Опытный испанский документалист Хосе Луис Лопес-Линарес, набивший руку в жанре «жизнь замечательных людей», получил наибольшую известность благодаря фильму «Босх: сад сновидений», где детально исследовал одну из самых узнаваемых картин нидерландского мастера — «Сад земных наслаждений». После удачного проката документалки Лопес-Линарес предложил Каррьеру вместе написать сценарий к его новому фильму о Франсиско Гойе. Тот решил обойтись без сценария, а вместо этого провести режиссеру персональную экскурсию по самым важным творениям художника.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Каррьер не самый очевидный, но при этом один из важнейших артистов ушедшего XX столетия. В качестве сценариста он работал с десятком режиссеров, сформировавших мировой кинематограф: с Милошем Форманом, Карлосом Саурой, Фолькером Шлёндорфом и со своим давним другом и коллегой Луисом Бунюэлем, с которым они вместе написали сценарии к «Скромному обаянию буржуазии» и «Этому смутному объекту желания». Вместе с испанским режиссером Каррьер разделял страсть к творчеству Гойи, в чьих картинах во многом видел продолжение себя.

Фильм был снят без сценария. Лопес-Линарес полностью доверился французу и следовал за ним, часто не зная, что и как они будут снимать. Путешествие Каррьера по важнейшим музейным коллекциям Европы занимает большую часть фильма, и артист относится к интерпретации творений Гойи в собственном, особом стиле. Каррьер, безусловно, является носителем глубоких знаний о жизни и творчестве художника, но он подходит к интерпретации его картин с эмоциональной, личной стороны. Он рассказывает нам о месте рождения Гойи, об особенностях его стиля и обращает внимание на мельчайшие детали, анализируя, например, как различные оттенки ландшафта соотносятся с цветами на картинах испанца.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Перед нашими глазами раскрывается история главных работ Гойи. Вот «Графиня Чинчон», которая служит отличным примером любви художника к знати, а также к изображению стоп. Стоя у картины «Лето», Каррьер рассуждает о сочувствии мастера простому народу. А из анализа портрета «Графиня Альба в белом» мы узнаем о тяжелом периоде в жизни художника, когда он полностью потерял слух. Какие-то детали и подробности могут показаться знатокам творчества Гойи банальными, однако особенная интерпретация Каррьера и его неповторимая связь с живописцем помогают посмотреть на общеизвестные факты с другой стороны.

Довольно прямолинейный нарратив Лопеса-Линареса меняется под давлением обстоятельств. В одном из эпизодов Каррьер рассматривает картину «Колосс», на которой изображен гигант, нависающий над толпой убегающих людей. По словам француза, картина ассоциируется с трагедией эмиграции. При этом он, в отличие от многих его друзей и родственников, обладает привилегией родиться и быть похороненным в родном городе. Удивительно, насколько пророческими оказываются его слова.

После съемок картины 89-летний Каррьер внезапно умер, поэтому режиссеру пришлось переосмыслить идею своего фильма. Вместо усердного, но довольно предсказуемого портрета художника у режиссера получается настоящий срез художественной мысли XX века, которая как будто ведет диалог с одним из величайших мастеров XIX столетия. Режиссер перелопатил снятый материал и превратил его в дань памяти жизни и работам не только Гойи, но и Каррьера и Бунюэля.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Путешествие сценариста то и дело прерывается, чтобы дать слово его многочисленным коллегам, друзьям и почитателям. «Вам стоит думать о Луисе Бунюэле и Жан-Клоде [Каррьере] в той же плоскости, что и о Гойе», — отмечает режиссер Джулиан Шнабель, имея в виду свойственный им всем гуманизм и внимание к деталям. — Щедрость и в то же время свобода и юность души. В 89 лет он [Каррьер] был абсолютным ребенком, но при этом обладал энциклопедией чувств и таланта. Вряд ли мы еще повстречаемся на своем веку с такими людьми, как Жан-Клод Каррьер».

С помощью аккуратного монтажа и тонких комментариев опрашиваемых режиссером экспертов создается цельная связь между тремя по-своему уникальными мастерами, чьи работы вошли в историю. Но на то они и мастера, чтобы неизменно отражаться и в современности. Война, эмиграция, стремительно изменяющийся мир, глухота Гойи — все эти мотивы переплетаются с жизнями Каррьера и Бунюэля, чтобы создать полноценную картину ушедшего века.

В прокате с 17 марта.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+